В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования. Школы не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие.
СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме.
Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование.
По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью, сохраняется лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ, обмен файлами.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Кто в ответе за наших детей в Интернете? Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.
Правительство. Должны быть законы, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете. Так, в России все школы обязали установить программы контентной фильтрации в классах информатики.
Поисковики. Многие поисковые сервисы имеют в своем арсенале большое количество настроек, помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в Интернете. А также есть поисковые системы, предназначенные специально для детей.
Семья. Конечно же, никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей.
Образовательные учреждения. Защита детей от информационных угроз и рисков интернет-ресурсов связана с формированием медиаграмотности. В образовательных учреждениях данная задача может решаться педагогами с использованием различных форм медиаобразования.
В образовательных учреждениях муниципального образования «Макаровский городской округ» педагоги регулярно проходят обучение по дополнительным профессиональным программам: «Цифровые технологии в образовании», «Информационная безопасность детей: социальные и технологические аспекты» и другое.
Каждый преподаватель выбирает методику обучения . например: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Также значимой является совместная работа с родителями по формированию у них базовых знаний, связанных с правилами безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Вот рассказали руководитель методического объединения Татьяна Рашкевичус и педагог организатор «НОШ г. Макарова» Анна Чупрова.
«В начальной школе г. Макарова на постоянной основе проводится работа по информационной безопасности детей в сети Интернет. Классный руководитель раз в месяц на классном часе рассказывает, что такое социальные сети, как в них работать, старается свести к минимуму посещение детьми социальных сетей. Также мы работаем с родителями, объясняем, с какого возраста желательно ребенку пользоваться сетями. У нас есть разработанные памятки по правилам работы в Интернете, с которыми также знакомим родителей. Мы объясняем детям, чтобы они всегда спрашивали родителей о незнакомых вещах в Интернете. Прежде чем начать дружить с кем-то в сети, ребенок обязательно должен спросить родителей.
Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете:
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:
При этом мы говорим детям, что в современном мире уже невозможно обойтись без Интернета, но в начальной школе они это делают только под руководством родителей. Если мы проводим различные обучения на платформах, например «Учи. ру», или на других платформах, то везде происходит регистрация только через родителей.
На постоянной основе проводятся конкурсы рисунков на тему «Безопасный интернет», проводятся всевозможные обучающие Интернет-олимпиады, но исключительно на тех порталах, которые контролируются министерством образования и которые ими же рекомендуются. Также недавно проходило мероприятие «Исследование кибератак» на портале «Урок цифры», дети в игровой форме могли попробовать себя в роли исследователя. В результате таких мероприятий дети получают знания о полезном Интернете».
Подготовила
А. Шевцова.