Иван Александрович пришел к нам в школу в 2019 году. За столь непродолжительное время проявил себя как грамотный специалист, подающий большие надежды. В своей педагогической деятельности использует системный подход, широко применяет компьютерные и интерактивные технологии, такие как: Google карты, технология «перевернутый класс» - принцип обучения, по которым основное усвоение нового материала учащимися происходит дома, а время аудиторной работы выделяется на выполнение заданий, упражнений, проведение лабораторных и практических исследований, индивидуальные консультации учителя. Несмотря на непродолжительный стаж работы, имеет внушительную копилку достижений. Большой багаж знаний, стремление к самообразованию позволили ему разработать туристические маршруты и выступить с ними, как в регионе, так и за его пределами. Иван Александрович одерживал победу на мероприятиях геокванториума, в конкурсе авторских задач, различных олимпиадах и других профильных состязаниях.
Мы попросили Ивана Радькова поделиться с читателями «Новой газеты» своими впечатлениями об участии в конкурсе «Учитель года».
- Иван Александрович, расскажите о своей работе, которая позволила добиться столь значимого результата?
- Конкурс состоял из нескольких испытаний, первое – это защита опыта, или методическая мастерская. Там я рассказывал про технологию смешанного обучения как инструмент повышения качества образования на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Основная часть моего выступления содержала всё, что я знаю о смешанном обучении, это технология, с которой я работаю уже на протяжении трех лет. В школе, где я преподаю, она себя зарекомендовала положительно в том плане, что детям очень нравится, нет такой загрузки, когда они сидят дома, читают параграф, многое не понимают, и учитель на уроке второй раз повторяет то же самое.
Моя работа строится следующим образом – дети смотрят небольшие видеоролики, которые для урока я сам монтирую, т. к. готовые видеоматериалы по необходимой теме находятся очень редко. Для этой работы пришлось освоить графический редактор. Эти видеосюжеты длятся 5, максимум 7 минут, они содержат кадровую нарезку с основными понятиями и терминами. Материал стараюсь компоновать так, чтобы было максимально понятно и наглядно, чтобы прослеживалась логическая линия. После просмотра провожу тестирование, выявляю сильные и слабые стороны, определяю, что запомнили, а что нет, и там где есть пробелы, устраняю тут же на уроке. Такая методика занимает буквально 10 минут и основную, оставшуюся часть времени мы тратим на решение практических задач. Эта технология очень хорошо себя зарекомендовала – детям намного проще – они посмотрели наглядный сюжет, пришли на урок и рассказали.
Мой основной принцип в работе с детьми – это тезис: «Лучший пример – это личный пример». Сейчас большинство детей проводят много времени в Тик-Токе и на ютюбе, смотрят различные видео и после просмотра огромного количества хаотичной информации просят объяснить, достоверная там информация или нет? Я им объясняю, где ошибки или откровенная неправда. Блогеров много, и зачастую в их материалах масса грубых географических ошибок. То есть мои ученики уже слепо не верят информации в соцсетях, они анализируют, подходят критически, ищут истину, причем не только в том, что касается географии. Это очень радует.
Часть уроков у меня проходят с применением игровых технологий. Игра – это неотъемлемая часть познания мира. Игры разные, это и «Хождение по материкам», плюс нам помогает сахалинский клуб «Бумеранг», у них интересные настольные краеведческие игры. Дети играют с удовольствием. Сейчас у меня появился еще и восьмой класс, и когда мы с ними изучаем тему хозяйства страны, такую часть, как рыболовство, они тщательно прослеживают весь путь парафилетической группы, от нереста, до негативных последствий браконьерской деятельности. Т. е. все новые технологии сводятся к тому, чтобы максимально доступно и в полном объеме донести до каждого ребенка большое количество информации наглядными средствами и объяснить простым языком.
Я преподаю начальный курс географии для 5-7-х классов, там очень много материала дается на ориентирование, общее знакомство с нашей планетой. Мы с ребятами строим разные макеты, участвуем в различных проектах, по большей степени в онлайн-формате. Выехать куда-то сложно, это связано и с эпидемиологической обстановкой прошлых лет, да и такие мероприятия весьма затратные в финансовом плане.
Хотелось бы сделать намного больше, по опять же все упирается в отсутствие возможностей. За пределы области и страны выезжали единицы наших сельских детей, многие никогда не были дальше Южно-Сахалинска и не имеют представления о красивейших природных объектах региона, были только на Клоковском водопаде. И если по южной части острова они еще как-то ориентируются, то северная часть – белое пятно, дети только слышали о достопримечательностях Охинского района или Дагинских термальных источниках.
В прошлом году в сентябре нас пригласили на церемонию захоронения советских воинов в село Победино Смирныховского района, и мы с детьми выезжали как представители от нашего муниципального образования. Эта поездка произвела на ребят неизгладимое впечатление, они впервые увидели природные и культурно-исторические объекты, расположенные в северной части острова. Практически все дети рассказали о том, что никогда не выезжали так далеко в северном направлении.
- Как коллеги по конкурсу отреагировали на ваши методики преподавания?
- На конкурсе модель смешанного обучения заинтересовала многих педагогов, мне задавались вопросы, как переходили, насколько было сложно и что необходимо сделать, чтобы попытаться внедрить данные программы в своих школах.
Основной сложностью лично для меня стал вопрос - как переделать мышление детей? У меня на это ушло полгода. Дети не понимали, когда я говорил, что домашнее задание заключается в просмотре видеосюжетов. Дети недоумевали, спрашивали, почему материал не рассказывается на уроке? Объяснял, что сперва необходимо просмотреть видеосюжет, получить какую-то теоретическую базу, а потом на уроке мы разбираем материал подробно.
Нынешнее поколение детей сильно изменилось и необходимо им соответствовать, идти в ногу со временем, говорить с ними на одном языке. Есть еще замечательные интерактивные игры, но, к сожалению, не у всех детей есть возможность их использовать, для этого необходимо иметь дома компьютеры с хорошим процессором.
Также в своей работе мы активно пользуемся образовательными платформами, их на сегодняшний день очень много. В основном в своей работе я использую платформу «ЯКласс». она достаточно простая и для 5-6-х классов вполне подходит. Вообще же в рамках внедрения технологий я перечитал и пересмотрел большой объем информации. Сегодня обучающих образовательных приложений существует более полутора миллионов, но мы сегодня используем не более ста, это очень малая доля в общем потоке. Основная сложность в том, что многие интересные приложения работают на иностранных языках.
Большое количество занятий у нас проходит вне школьных стен. Мы практикуем выходы на природу, ежегодно организовываем турслет, и очень хотим сделать его районным. Ранее зимой практиковали проведение игры «Зарница», где дети совершали выходы на лыжах, проходили различные испытания.
Например, когда мы с учениками изучаем топографию, то с ними покидаем пределы школы, составляем топографические планы школьной территории, работаем с картами и компасом, решаем задачи по ориентированию. Выходим на улицу, у нас с собой планшет, карандаш, компас, берем заданный ориентир, определяем свое местоположение, расписываем азимут, сверху чертим план с масштабированием, топографическими знаками. В общем, стараемся делать так, чтобы дети не просто прошли эту тему в кабинете, а тут же применили ее на практике, и детям такой метод подачи информации очень понятен и нравится.
В своей работе еще широко использую сторителлинг — это такой прием, который использует медиа-потенциал с целью эффективного донесения информации через истории и примеры. Это умение создавать высококачественный и хорошо читаемый контент. Например, на уроках географии в 6 классе изучаем озера, и я им обозначаю задачу, например: на нашу планету прилетел инопланетянин, и он может жить только в определенных условиях – вода должна быть такой-то температуры, состав такой-то, плюс пояснительный текст из энциклопедий и различных источников. Это куда интереснее и более запомнится ребенку, нежели сухой текст учебника.
По возможности стараюсь максимально использовать современные технологии. В прошлом году был на обучении в РСО (общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды»), там нас познакомили с программой GoogleEarth (Google Планета Земля), мы ее тоже внедряем в свои уроки. Это очень удобная программа, которая позволяет ребенку внести координаты озера, и в режиме реального времени рассмотреть интересующий объект. Плюс в GoogleEarth есть такая интересная функция, как временная шкала, позволяющая посмотреть снимки объекта за разные периоды времени.
Также в моей работе смешанного обучения использую ротацию станций. Т. е. детям выдаю маршрутные листы, кабинет поделен на точки, на каждой из которых определенные задания, которые помогают разнообразить процесс обучения исходя из имеющихся средств.
После прочтения книги «Технологии обучения» Анатолия Гина использую множество приемов, которые интересны детям, например синквейны. Казалось бы, ничего особенного, просто вкратце написать, какие слова ты запомнил на уроке и из них составить какое-то смысловое предложение. почему нет, если это способствует усвоению информации в целом?
- Какое впечатление произвел на вас сам конкурс?
- Две недели длилась конкурсная программа, и это мероприятие было на очень высоком уровне. Хочу порекомендовать каждому педагогу, кто хочет развиваться в своей профессии, непременно принимать участие. Для себя я почерпнул очень много новых методик и практик. Казалось бы, множество банальных вещей, например таких, как здоровье сберегающие технологии, но некоторые учителя внедряют свои авторские наработки, которые не делает больше никто, и тема начинает играть новыми красками, становится невероятно интересной и необычной. На таком конкурсе абсолютно каждый учитель сможет найти для себя то, что его заинтересует и увлечет.
- Кто-то из педагогов запомнился больше других?
- Да, была преподаватель английского языка из Охи, у нее очень интересная методика. Она обучает детей своему предмету, используя речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку, проще говоря, чтение РЭПа. На её мастер-классе звучал определенный бит, и фокус-группа, в которую я входил, выполняла различные задания, по итогу которых составляли словосочетания, строили предложения, и в конце задания под этот бит мы зачитывали то, что у нас получилось. Это было очень интересно, вся группа была в восторге.
В целом я понемногу взял у каждого участника конкурсной программы какие-то наработки, и буду применять, внедрять в свои программы. Уверен, детям на уроках будет ещё интереснее, а знания станут крепче. Относительно своего участия в конкурсе, хотелось бы сказать большое спасибо методисту Василине Александровне Акимовой, без которой бы у меня ничего не получилось.
- Иван Александрович, чего Вам сегодня не хватает для того, чтобы сделать свою работу еще увлекательнее и плодотворнее?
- В первую очередь, конечно же, не хватает оборудования. Будет оснащение, будут и результаты, еще более значимые и продуктивные. Новое оборудование – это новые возможности. Наличие той же интерактивной панели решит множество задач и упростит ребятам процесс обучения.
- В будущем планируете принимать участие в подобного рода конкурсах?
- Непременно! Ставлю перед собой более сложную задачу – выйти на федеральный уровень.
Беседовала
А. Петрова.